Музей
Музей
Подземный музей Зарядье
АРХИТЕКТУРА
Музей в Зарядье демонстрирует посетителям парка археологические древности, найденные во время раскопок на этой территории. Единственный зал музея, квадрат в плане площадью около 200 кв. метров, представлен как своего рода подземный археологический раскоп - темное пространство, освещенное несколькими лучами, пробивающими толщу земли. В свете лучей посетителю музея открывается т. н. “дневная поверхность” Зарядья, культурный слой, когда-то освещенный солнцем, а теперь скрытый в толще земной мантии. Три луча, три витрины - зенитных фонаря, имеющих выходы на поверхность парка, ориентированны на север, запад и юг. Посетитель музея имеет возможность видеть происходящее наверху, в парке, набережную Москвы-реки; посетитель парка, заглянувший в зенитную часть витрины, видит фрагменты подземной музейной экспозиции. Главный экспонат музея - часть Китайгородской стены.
В аванзале музея стена представлена фундаментом - дубовыми сваями с поперечными лагами, накрытыми витринным стеклом с подсветкой в уровне пола. Стены, и потолок музейного зала покрыты панелями темно-серого фибробетона и, как модулор, градуированы сеткой из старинных русских мер длины: сажени, аршина и вершка. Пол замощен плитами черного гранита размером 1 х 1 аршин, то есть 71,12 х 71,12см.
Две стены зала - стеклянные. Первая - это прозрачный витраж между аванзалом и выставочным залом, представляющий музей как своего рода витрину для проходящих мимо, из парка на набережную. Вторая стена - из рир-проекционного стекла находится внутри зала - это панорамный экран, на который непрерывно проецируется черно-белый фильм об истории Зарядья от древних времен до наших дней. Каждые 7-10 минут фильм прерывается, и посетителю открывается зрелище деревянной мостовой улицы Вековой с инсталлированными на ее фоне крупноразмерными артефактами (мостовая уложена на дне витрины) - археологическими находками Зарядья.
Музей рассчитан на посещение в круглогодичном режиме 24/7. Выставочный зал находится под постоянным видеонаблюдением, витрины снабжены системой сигнализации. Предусмотрен охранный пост. При отсутствии посетителей освещение зала автоматически снижается до дежурного минимума.
ЭКСПОЗИЦИЯ
В экспозиционном маршруте от входа до выхода, проходящим через разлом в стене, посетители как бы перемещаются внутрь города из-за его пределов. Центральный экспонат музея - стена Китай-города.
Северная (главная) витрина экспозиционно делится на три равных части: оборона, ремесла и торговля. Соответственно подбираются экспонаты: бердыши, пищали, пушка, ядра и т.п. в разделе обороны; топоры, наковальня, кувшины, горшки и т.п. в разделе ремесел; русские счеты, гири, сундуки, мешки и т.д. в разделе торговля. Все экспонаты монтируются на фоне деревянной мостовой как при взгляде сверху. Возможно решение, когда экспонаты заполняют витрину как в открытом депозитарии - на стеллаже. В этом случае допускается размещение большинства найденных экспонатов.
В южной витрине экспонаты размещены в хронологическом порядке, начиная с палеолита: это кольца, ножи, стрелы, берестяные грамоты, изразцы, грузила, ключи, печати, монеты игрушки, и т.д. На ограждающее стекло нанесена хронологическая шкала.
Во встроенных в пол витринах демонстрируется свайный фундамент, на котором возведена стена.
В витринах-фонарях выставлены три символических экспоната, связанных с разделами в главной витрине: бердыш, топор и счеты, характеризующих деятельность москвичей во время строительства китайгородской стены.
Все витрины сконструированы из закаленного
антивандального стекла. В них постоянно поддерживается музейный климат.
В открытой печуре стены возможно экспонирование скульптуры стрельца с пищалью либо серии исторических персонажей в голографическом исполнении.
(Ссылка на презентацию по картинке сверху)
P.S. Восемь месяцев по приглашению Музея Москвы мы работали над проектом археологического музея в Зарядье. Архитектурная часть проекта велась совместно с ТПО Резерв, экспозиционная - под контролем главного археолога Москвы. За восемь месяцев практически с нуля мы составили программу и техническое задание, предложили несколько сценариев экспозиции, сделали архитектурно-планировочное решение нового музея, проект интерьера, осуществляли авторское сопровождение проектирования. В Мосгосэкспертизу проект ушел с нашей планировкой и в нашей экспозиционной редакции. В декабре 2016 года Департамент культуры города Москвы, использовав скрытый аппаратный ресурс, перевел заказ на проектирование дизайнерской бригаде, связанной с Историческим музеем, фактически отстранив нас от авторского надзора за воплощением проекта. Заказчик ГАУК Парк Зарядье подготовил тендерную документацию так, чтобы лишить нас возможности участвовать в тендере на наш собственный проект. В результате за следующие восемь месяцев наш проект, сохранив архитектурно-планировочное решение, был значительно огрублен в деталях, центральный объект экспозиции из археологического артефакта стал невыразительной реконструкцией, интерьер потерял значимость исторического реликвария, общий экспозиционный замысел оказался искажен, новаторские экспозиционные решения обрезаны, уцелели только “голографические жители” Москвы и стеклянные витрины в уровне пола. Таким образом, дискредитированы оказались все: археологи, не сумевшие сохранить бесценный объект; менеджеры культуры, не способные обеспечить творческий процесс; архитекторы, сработавшие музей в центре Москвы на уровне торгового центра; и даже мы, отстраненные от реализации авторы проекта, так как пострадала наша репутация - мы не можем объяснять всем и каждому, почему и как проект, получивший премию Союза Архитекторов, реализовывали другие люди. А поскольку и проект и работа по сопровождению остались неоплаченными, мы имеем право говорить не только об организационных и, возможно, злонамеренных ошибках департамента культуры, но и о прямом воровстве нашего проекта, как в целом так и в частностях.
Юрий Аввакумов, Георгий Солопов
Сентябрь 2017
Юрий Аввакумов, Георгий Солопов