DoorsOpenDay

 
 

Moscow Museum of Modern Art, December 15, 2009 - May 16, 2010

 

Mansion-Gymnasium-Clinic-Museum

«День открытых дверей» — из лучших выставок года, и еще уникальная: она помирила старый особняк с современным искусством.

ММСИ занял особняк 10 лет назад, здесь прошло много выставок, и какие бы они ни были, оттуда всегда хотелось быстрей сбежать — дом казался душным, тесным, нелепым. А что строил его Матвей Казаков, так потом ведь перестраивали. Впервые, на «Дне открытых дверей», там стало так хорошо, что уходить не хочется. Некоторые залы, особенно тот, в окно которого смотрит Высокопетровский монастырь, так красивы, что сохраняются в памяти идеальной картиной. Просто чудо какое-то случилось.

Ольга КАБАНОВА - В вашем доме, Ведомости


Продуманность экспозиции, уважительное отношение к истории здания, делающее особняк главным экспонатом выставки "День открытых дверей", созданной куратором, художником и архитектором Юрием Аввакумовым, превратили ММСИ в настоящий музей современного искусства, каким его хочется видеть.

Наталья Пыхова - Помня об истории, Газета


Показ столь представительной коллекции — факт сам по себе значимый. Тем не менее и в этом случае потребовалось некое алиби, для обоснования которого был привлечен куратор и дизайнер Юрий Аввакумов. Он подошел к делу весьма основательно — снял с петель музейные двери и расположил на них краеведческие справки по истории данных помещений. И, как то ни странно, все сошлось. Главное — обеспечить зрителю комфортные точки просмотра и удобные траектории переходов от одного экспоната к другому.

Вот тут и случился настоящий Музей современного искусства, хотя и временный — к весне выставка «День открытых дверей» будет разобрана.

Андрей КОВАЛЕВ - Новей и еще новее, АртХроника


Экспозиционный дизайн от Юрия Аввакумова оказался весьма выигрышным. В нем без усилий поместилось свыше двух сотен произведений - многое, но далеко не все из того, что музей насобирал за минувшее десятилетие. Репертуар, конечно, контрастирует с историей особняка, поскольку речь о современном искусстве.

Дмитрий СМОЛЕВ - Вожди и дебютанты, Известия


Куратор Юрий Аввакумов сочинил проект, где понятие «день открытых дверей» реализовано буквально: массивные двери сняты с петель и прислонены к стенам, отчего извилистое пространство губинского особняка обретает неожиданную легкость. А историческую глубину происходящему задает маркировка залов, специально разработанная для этой выставки.

Велимир МОЙСТ - Время, снятое с петель, Газета.Ru


Музейщики и приглашенный куратор Юрий Аввакумов, как видно из подзаголовка, сфокусировались лишь на новейших арт-тенденциях, выбрав более двух сотен произведений "актуальных" художников - от классиков концептуализма и соц-арта до ярких имен новой генерации. Решительно обошлись без ветеранов нонконформизма и прежде так почитаемых здесь героев "левого МОСХа". Но хранителей традиций просьба не беспокоиться: этот проект исполнен поразительной мемориальной силы и культурной глубины.

Ирина КУЛИК, Елена ШИРОЯН, Федор РОМЕР - Все хорошо?, Культура

Показаны работы художников разных поколений, от Леонида Сокова, Ирины Наховой до Ирины Кориной, Арсения Жиляева, Романа Сакина. В почтенном особняке их опусы зажили какой-то своей очень содержательной жизнью, не аннигилируя старое пространство, но поддерживая сквозную тему перманентного ремонта культурных парадигм, реконструкции полустертых под декоративной постмодернистской штукатуркой топосов и значений.

Сергей ХАЧАТУРОВ - Музей нараспашку, Время Новостей


Проблематики свободы, коммуникации, общества потребления, религиозности, войны… выставка касается не отстраненно-имперсонально, а живо, не пугаясь субъективности и отталкиваясь от собственной истории – истории здания.

Дарья Курдюкова - Contemporary art углубился в историю, Независимая Газета


На три месяца, пока работает нынешняя выставка, он устроил в своих залах аттракцион под заголовком «День открытых дверей» (Аввакумов снял все двери с петель и превратил их в планшеты для аннотаций). Собственно, в этом и оказалась жизненная сила музея – в его незашоренности: надо просто открыть двери, и современное искусство заведется само собой...

Сергей СОЛОВЬЕВ - Без богатого искусства, Новые Известия


Деликатно вскрытые культурные слои стали фоном для неделикатных художников девяностых — с их эпатажными инсталляциями, переделками рекламных плакатов и плясками на костях Малевича.

Наташа Архангельская - Искусство 90-х внутри тотальной инсталляции Юрия Аввакумова, Афиша


В Москве появился первый настоящий музей современного искусства. Переворот совершил сам ММСИ, внутри себя, в честь собственного десятилетия и благодаря архитектору и куратору Юрию Аввакумову.

Александра РУДЫК - 7 событий ближайших выходных, Forbesrussia.ru


И все же у этой экспозиции есть один существенный недостаток: она временная. В марте ее разберут, и это будет акт вандализма, потому что "День открытых дверей" Юрия Аввакумова — поистине произведение искусства. В ММСИ с его особняками в Ермолаевском, на Тверском и Гоголевском можно найти место и для временных выставок, и — при желании — для альтернативной постоянной экспозиции. Прошу рассматривать эту статью как заявление в дирекцию музея.

Анна ТОЛСТОВА - Восторженно двери открываются, Коммерсантъ


Вторая версия, наиболее впечатляющая, была сделана архитектором Юрием Аввакумовым под заголовком «День открытых дверей». Она занимала залы ММСИ с декабря 2009-го по май нынешнего года и вызывала у зрителей и экспертов желание написать директору музея Василию Церетели письмо с просьбой ничего там не менять. Аввакумов придумал много чего, от исторических экскурсов в прошлое здания на Петровке, которое ММСИ занимает, до чрезвычайно остроумной и логичной развески.

Сергей БЫСТРОВ - Музей для малых сих, Эксперт


У господина Церетели нет четкого ответа на вопрос, зачем нужно множить версии постоянных экспозиций одного из крупнейших музеев Москвы после того, как архитектор Юрий Аввакумов сделал второй вариант под названием "День открытых дверей" (декабрь 2009—май 2010). Проект господина Аввакумова пользовался всеобщей — зрительской и профессиональной — популярностью. ММСИ на несколько месяцев превратился в единственную площадку современного искусства в Москве, куда не стыдно было сводить гостей из других стран.

Валентин ДЬЯКОНОВ - Детская комната экспозиции, Коммерсантъ


Открывшаяся в самом конце 2009 года вторая экспозиция приурочена к десятилетию Музея на Петровке. Ее делал знаменитый архитектор Аввакумов и она посвящена тому, что в древности называлось «гением места»: прокомментированной работами художников и экспозиционным решением Юрия Аввакумова исторической судьбе знаменитого дома купца Михаила Губина. Название говорило само за себя: «День открытых дверей. Особняк – Гимназия – Клиника – Музей». В такой последовательности от XVIII века до XXI-го дом менял свои функции. Каждый зал превращался в фантастический павильон кино, где снимается сразу несколько фильмов из жизни разных эпох, а декорации к ним сложены вместе. Параллель с кино усиливалась благодаря отсутствию в комнатах дверей, которые были сняты с петель и стояли прислоненные к стенам. С экспозиционной точки зрения это самая рафинированная и умная выставка из пяти. В то же время – непонятная для неподготовленного зрителей.

Cергей ХАЧАТУРОВ - Искусство есть мечтать и видеть сны, Нескучный Сад